Лоуренс теперь уже с нескрываемым интересом посмотрел на собеседника. Впрочем, чего-то подобного он ожидал. Ему тоже было что сказать по этому поводу, и раз уж беседа вышла из рамок деловой, он охотно это сделал.
- Научный прогресс - это лишь следствие необходимости, а не показатель состояния нравственности общества, - заметил он. - То, что вы называете изобилием - всего лишь острая необходимость для современного человека, который уже не может довольствоваться тем, что получал его предок, живший лет двести-триста назад. Судите сами: стало больше народу - возникла проблема жилья. Чтобы её решить - начали строить высотные дома. Для их постройки понадобились новые, более прочные, чем дерево и кирпич, материалы. Убыстрился темп жизни, человек уже не может найти работу рядом с жильём, и должен преодолевать огромные расстояния за короткий промежуток времени - и ему в помощь изобрели автомобили, потом самолёты и скоростные железные дороги. Та же нефть была известна человечеству много веков назад, но стала ценным сырьём только тогда, когда понадобилось топливо для скоростных двигателей. - Лоуренс пожал плечами и неторопливо двинулся в обратную сторону. - Каждое новое изобретение - лишь следствие того, что в нём назрела необходимость, - продолжал рассуждать он. - Но и в самом изобилии от прогресса отрицательных сторон больше, чем положительных. Пищевые комбинаты выпускают продукты, в которых одних химикатов - список на восемь листов. Это то самое изобилие, о котором вы говорите? Несмотря на тяжелейшие последствия взрывов на атомных электростанциях на Украине, в Японии, которые унесли тысячи жизней, у нас продолжают строить атомные электростанции, вместо того, чтобы искать альтернативные пути. Нет, господин Романьоли, такой научный прогресс не может служить на благо человеку, даже если в количественном отношении он кажется прогрессом. Но даже если посчитать это прогрессом - как научный прогресс соотносится с качественными изменениями в человеческом обществе?
Романьоли затронул тему, достаточно животрепещущую для Лоуренса. Наверное, если бы Маури полностью отворачивался от того, о чём говорит его новый знакомый, он не занимался бы общественной деятельностью, не пытался бы улучшить ту жизнь, которая его окружала.
- Современное общество и гуманность - это особый вопрос. Я не вижу, чтобы люди стали гуманнее. Дети отправляют родителей в дом престарелых, чтобы не возиться с ними - и это считается нормой. Пожилые женщины вместо внуков возятся с кошечками и собачками, и охотно отдадут свою пенсию, чтобы накормить бродячих псов, но на голодного бомжа посмотрят с омерзением и пройдут мимо. И это тоже никем не осуждается. Любой зародыш животного в утробе самки уже считается животным: телёнок - телёнком, щенок - щенком, и только человеческий зародыш не считается человеком. Его можно умертвить и выбросить. Если неумелые действия ветеринара приведут к гибели приплода у тех же коров, ему грозят серьёзные неприятности вплоть до лишения лицензии и уголовной ответственности. А когда женщина с помощью врача убивает своего ребёнка - ни она, ни врач не несут ответственности и считаются очень прогрессивными. Это гуманность? - Он взглянул на Романьоли, но тут же продолжил. - Получается, что прогрессивное общество ребёнка в утробе матери не считает не только человеком, не считает даже животным.
Он остановился, припомнив, что не спросил собеседника, куда тот намеревается идти.