Квенталия. Политический детектив. 18+

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Квенталия. Политический детектив. 18+ » Квенталия. Европа 2013-2014 » Приглашение на встречу (Романьоли и Маури). 12 октября


Приглашение на встречу (Романьоли и Маури). 12 октября

Сообщений 21 страница 24 из 24

21

Лоуренс теперь уже с нескрываемым интересом посмотрел на собеседника. Впрочем, чего-то подобного он ожидал. Ему тоже было что сказать по этому поводу, и раз уж беседа вышла из рамок деловой, он охотно это сделал.

- Научный прогресс - это лишь следствие необходимости, а не показатель состояния нравственности общества, - заметил он. - То, что вы называете изобилием - всего лишь острая необходимость для современного человека, который уже не может довольствоваться тем, что получал его предок, живший лет двести-триста назад. Судите сами: стало больше народу - возникла проблема жилья. Чтобы её решить - начали строить высотные дома. Для их постройки понадобились новые, более прочные, чем дерево и кирпич, материалы. Убыстрился темп жизни, человек уже не может найти работу рядом с жильём, и должен преодолевать огромные расстояния за короткий промежуток времени - и ему в помощь изобрели автомобили, потом самолёты и скоростные железные дороги. Та же нефть была известна человечеству много веков назад, но стала ценным сырьём только тогда, когда понадобилось топливо для скоростных двигателей. - Лоуренс пожал плечами и неторопливо двинулся в обратную сторону. - Каждое новое изобретение - лишь следствие того, что в нём назрела необходимость, - продолжал рассуждать он. - Но и в самом изобилии от прогресса отрицательных сторон больше, чем положительных. Пищевые комбинаты выпускают продукты, в которых одних химикатов - список на восемь листов. Это то самое изобилие, о котором вы говорите? Несмотря на тяжелейшие последствия взрывов на атомных электростанциях на Украине, в Японии, которые унесли тысячи жизней, у нас продолжают строить атомные электростанции, вместо того, чтобы искать альтернативные пути. Нет, господин Романьоли, такой научный прогресс не может служить на благо человеку, даже если в количественном отношении он кажется прогрессом. Но даже если посчитать это прогрессом - как научный прогресс соотносится с качественными изменениями в человеческом обществе?

Романьоли затронул тему, достаточно животрепещущую для Лоуренса. Наверное, если бы Маури полностью отворачивался от того, о чём говорит его новый знакомый, он не занимался бы общественной деятельностью, не пытался бы улучшить ту жизнь, которая его окружала.

- Современное общество и гуманность - это особый вопрос. Я не вижу, чтобы люди стали гуманнее. Дети отправляют родителей в дом престарелых, чтобы не возиться с ними - и это считается нормой. Пожилые женщины вместо внуков возятся с кошечками и собачками, и охотно отдадут свою пенсию, чтобы накормить бродячих псов, но на голодного бомжа посмотрят с омерзением и пройдут мимо. И это тоже никем не осуждается. Любой зародыш животного в утробе самки уже считается животным: телёнок - телёнком, щенок - щенком, и только человеческий зародыш не считается человеком. Его можно умертвить и выбросить. Если неумелые действия ветеринара приведут к гибели приплода у тех же коров, ему грозят серьёзные неприятности вплоть до лишения лицензии и уголовной ответственности. А когда женщина с помощью врача убивает своего ребёнка - ни она, ни врач не несут ответственности и считаются очень прогрессивными. Это гуманность? - Он взглянул на Романьоли, но тут же продолжил. - Получается, что прогрессивное общество ребёнка в утробе матери не считает не только человеком, не считает даже животным.

Он остановился, припомнив, что не спросил собеседника, куда тот намеревается идти.

+2

22

Беседа увлекала и Романьоли - впрочем, играя роль, он решил остановиться в своих доводах на  компромиссе, к которому подвел бы на его месте толерантный просвещенный мещанин с умеренно-левыми симпатиями.

- Что ж, пожалуй,  со времен Эдемского сада человечество действительно натворило уйму злодейств, заставляющих  усомниться в прогрессе. Когда вы говорите об изгнании из рая, то, наверное, прямо подразумеваете библейскую трактовку этого события? У вас образование было, наверное, с уклоном в католическую теологию? - Курцио пытливо взглянул на собеседника - Нас же в университете учили, что в этом библейском сказании отразилась память об утере моральной солидарности и взаимопомощи, свойственной первобытной общине. И хотя материальные возможности человечества с тех пор выросли тысячекратно, параллельно с их ростом росли противоречия между людьми, что и вызывало сетования о "потерянном рае". Такие сказания есть у многих племен, в этих мифах отразилась травма перехода от солидарного общества к разделению на враждебные классы. Как видите, наука и религия говорят здесь об одной и той же проблеме. Можно согласиться, что прогресс противоречив, и достижения в одном уравновешиваются провалами в другом.

Курцио умолк. Его слова были поверхностной либерально-интеллигентской эклектикой. Если догматизм слепо гнет в свою сторону, то эклектика видит обе стороны вопроса, но выводит половинчатую среднюю линию: "ты прав, и ты тоже прав".  Куда глубже копает диалектика: видя обе стороны, она сводит баланс и выводит однозначный итог. Итог же, для Курцио, состоял в том, что так называемый "моральный прогресс" - это на деле регресс. Это не рост реальных возможностей человека по изменению окружающего мира, а напротив - сужение его реальных возможностей, рост запретов и ограничений, пусть и добровольно взятых на себя.  Моральное "решение" проблемы нехватки яблок состоит в том, что человек говорит: яблоки мне и не нужны, отбирать их у других аморально, есть их -  чревоугодие, мечтать о них - гордыня. Материальное же решение состоит в том, чтобы вырастить яблоки в количестве, достаточном для всех. И только последнее решение подлинно решает проблему, а заодно расширяет возможности и знания людей.

Об этом принципиальном выводе Курцио осторожно умолчал, опасаясь оттолкнуть собеседника резким несовпадением во взглядах. Не сказал он и о том, что без химических удобрений нынешние расплодившиеся 8 миллиардов человек будут обречены на скорую смерть от голода, так что продукты без "химии" это реакционная утопия, а выход в том, чтобы применяемую "химию" делать все менее вредной для организма. Для чего потребуются новые исследования и новые производства. То же самое относится к ядерной энергетике: выход не в свертывании ее, а в поиске новых и лучших технологий безопасности, предотвращающих катастрофы. Этих мыслей Романьоли не озвучил.

Относительно же абортов мрачно заметил:

- Избежать гибели на стадии эмбриона - не значит избежать смерти как таковой. От смерти рожденный никуда не денется. Разница лишь в том, что прожив десятилетия, зачастую будучи с детства нежеланным для родителей, не имея достаточно средств для жизни и страдая от этого, он перед неизбежной смертью даст промышленности прибыль, а государству послужит солдатом и подданным. Может быть, в этой корысти, а не в борьбе за сохранение жизни, стоит искать мотивы партий и религиозных общин, выступающих против абортов? Тема эта вызывает острые дискуссии, надеюсь, политики найдут среднюю линию, которая бы устроила всех - вновь смягчил Курцио, выруливая от принципиальности к соглашательству.

Отредактировано Курцио Романьоли (2013-12-08 20:47:53)

0

23

Маури предпочёл уйти от спора ещё дальше.

- Кто может поручиться, что ждёт человека впереди? - риторически спросил он, опустив размышление о том, что рассматривал отношение к аборту не со стороны нерождённого младенца, а со стороны аморальности поведения дееспособных людей, отказывающих ему в том, чтобы признать его человеком.

Благодаря разговору, он составил себе более или менее определённое впечатление о господине Курцио Романьоли, и решил пока этим ограничиться. Понятно же, что все люди разные, и у каждого свой взгляд на вещи и явления.

- Давайте подойдём к проходной, - предложил он. - Вам должны уже оформить пропуск. Если нужно куда-то подвезти - у меня тут машина.

Сам Маури собрался обратно в столицу, но почему бы не подбросить собеседника, тем более, что на дорогах было относительно свободно.

0

24

Курцио был удовлетворен диалогом, у него тоже  сложилось о собеседнике впечатление более многостороннее, объемное, чем было до этой встречи.

- Благодарю за эту любезность, господин Маури. К тому кафе, где я обычно работаю, и где нашел меня ваш поверенный в делах, я наверное пройду вечером пешком. Как выяснилось, мы с вами оба любим пешие прогулки - приветливо улыбнулся Романьоли - правда у меня для них больше времени, нет жесткого графика. А вот к проходной сейчас можно бы пройти вдвоем, так меня охотнее примут. За конфиденциальность сведений можете быть спокойны, я понял, что дело тут связано с конкуренцией и требует умения держать язык за зубами. Что же до стиля подачи презентации, я кажется понял, в каком направлении надо его менять. Постараюсь оправдать ваши ожидания. На всякий случай, вот моя визитка.

______________________________________

Эпизод завершен. Продолжение следует:
Экскурсия на НПЗ "Маури". 13 октября

Отредактировано Курцио Романьоли (2013-12-08 22:41:51)

0


Вы здесь » Квенталия. Политический детектив. 18+ » Квенталия. Европа 2013-2014 » Приглашение на встречу (Романьоли и Маури). 12 октября